информация для родителей

Последнее лето перед школой: что нужно успеть?

Школа – важнейший порог взросления для ребенка. И, естественно, хочется, чтобы перешагивание через него прошло без проблем, а школьная жизнь стала успешной и счастливой! И вот осталось только одно лето перед школой! Что можно успеть за это лето? Хвататься за учебники или посвятить его беззаботному детскому времяпровождению?
лето перед школой

Какие знания, умения и способности потребуются будущему первокласснику, и можно ли приобрести их за последнее лето перед школой? Советы мамам первоклассников – на sympaty.net!

Что должен знать ребенок, идя в школу?

Вы не поверите! Несмотря на то, что существуют десятки методик раннего развития, дошкольного обучения чтению и счету, а повсеместно рекламируются студии, кружки и даже курсы для дошколят по подготовке к школе, на самом деле, каждый ребенок имеет полное право прийти 1 сентября на свой первый урок, не зная абсолютно ничего!!!
Именно на обучение детей «с нуля» рассчитаны программы изучения всех школьных дисциплин 1-го класса!
Кто бы вам что ни говорил, но вы можете совершенно спокойно привести своего не читающего, не пишущего и не считающего шестилетку в первый класс, и учителя будут обязаны учить его с самого начала!
Если же в школе, куда вы хотите определить ребенка, требуют от него каких-то знаний, то вы можете протестовать: максимум, чего могут хотеть от дошкольника – прохождение психологических тестов, и то – только по желанию и согласию родителей.
Более того, по законам РФ и большинства стран СНГ, в школу не принимают по результатам тестов/собеседований/экзаменов –туда записывают!
Единственная законная причина отказа в приеме ребенка в школу –переполненность будущего класса.
Поэтому данная статья будет не о том, как в режиме аврала за одно лето перед школой пройти программу первого школьного полугодия.
Конечно, если вы этого хотите и наблюдаете встречный интерес в ребенке – учить малыша читать, писать и считать можно и раньше, хоть с 3-х лет! Однако это вовсе необязательно.
Гораздо важнее – психологическая готовность к школе: к изменению режима жизни, к учебным нагрузкам, к гармоничному вхождению в детский коллектив… Этому и стоит посвятить последнее лето перед школьной жизнью!

Как вызвать у ребенка желание идти в школу?

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок пошел в школу успешно – подружился с одноклассниками, каждое утро радостно собирал ранец, а из школы приносил только жирные «отлично»!
Чтобы все произошло именно так, нужно вовсе не муштровать ребенка и требовать этих успехов заранее, еще летом перед школой, а вызвать у него желание идти учиться, сформироватьположительный образ школы!
Для этого можно читать дошкольнику хорошие детские произведения о школьной жизни (например, «Приключения в лесной школе» В. Нестайко), рассказывать веселые истории из собственного детства…
Отлично, если есть возможность заглянуть в опустевшую летом школу и провести будущему первокласснику небольшую персональную экскурсию – пусть он увидит воочию, как выглядят классы, полистает стоящие на полках учебники…
Еще лучше – если малыш заранее познакомится со своей первой учительницей. Будет здорово, если вы договоритесь с ней провести для вашего ребенка персональный «первый урок» — пусть несерьезный и недолгий!
Зато, когда ребенок придет в сентябре в школу «на общих основаниях», это место уже не покажется ему чужим и страшным, а учительница станет почти родным (поскольку единственным знакомым) человеком в толпе незнакомых ребят и взрослых!
В конце предшкольного лета сходите вместе с малышом в магазин канцтоваров – пусть он сам выберет понравившиеся тетрадки, ручки, карандаши и другие школьные принадлежности!
А все, что куплено для похода в первый класс (в том числе школьная форма и рюкзак) пусть побудет какое-то время не слишком доступным, вроде подарка – пусть ребенок с нетерпением ждет того утра, когда ему разрешат все это достать, разложить и надеть!

Как подготовить ребенка к изменениям в режиме жизни?

Усталость от учебных нагрузок возникает у многих первоклассников, что очень мешает хорошей успеваемости и даже может породить проблемы со здоровьем! Поэтому лето перед школой стоит посвятить тому, чтобы смена режима жизни не стала для ребенка стрессом! Стоит постепенно приучать ребенка:
  • Вовремя ложиться и вставать. Несмотря на то, что летом до школы это кажется не столь важным, именно перестроить режим сна и пробуждения для детского организма бывает сложнее всего! Поэтому для плавного превращения «совы» в «жаворонка» нужно постепенно корректировать часы отбоя и побудки – хотя бы за месяц до 1 сентября!
  • Спать днем. Многие 6-летки к этому возрасту уже отказываются от дневного сна, но, идя в школу, снова начинают испытывать в нем потребность. Так что, если малыш сможет поспать хотя бы час в послеобеденное время – это не собьет его режим ночного сна!
  • Соблюдать дисциплину, заниматься тем, чем надо, а не только тем, чем хочется в данный момент. Конечно, устраивать малышу полноценные 4 урока в день не надо! Но пусть он постепенно привыкает к понятию расписания, дисциплины – например, приучите его в определенное время дня выходить на прогулку и возвращаться домой, обедать, читать (если умеет) и т.д.
  • Завтракать (о том, что именно школьные завтраки становятся проблемой для многих детей, сайт sympaty.net уже писал) и обедать по будущему школьному распорядку.

Очень важна самостоятельность ребенка!

Гораздо важнее, чем читать и писать, для будущего первоклассника являются умения самостоятельно одеваться, собирать свои вещи, внимательно прислушиваться к указаниям учителей и способность адекватно оценивать ситуацию в целом. Ведь ему предстоит почти полдня проводить в детском коллективе, где ему не смогут уделять постоянное индивидуальное внимание!
Поэтому оцените своего малыша без «розовых очков» —насколько он самостоятелен? Лето перед школой – это достаточное время для того, чтобы воспитать в ребенке необходимую самостоятельность!
Постепенно отказывайтесь от помощи ребенку в действиях, которые он должен делать сам: зашнуровать обувь, одеться, собрать свой рюкзак и т.д. Не раздражайтесь и не упрекайте постоянно ребенка, что у него выходит медленно или плохо – просто спокойно подкорректируйте конечный результат, если что-то не так, и поясните свои действия.
Также прорепетируйте несколько раз возможные школьные ситуации, которые потребуют самостоятельных действий и решений: например, малыша обидел одноклассник (как вариант – старшеклассник), он не понял или не расслышал задания, потерялся (в школе или за ее пределами), получил плохую оценку и т.д.
Научите ребенка внимательно слушать и запоминать – например, почаще просите его повторить только что сказанную вами фразу, давайте ему несложные задания, которые надо выполнить не сиюминутно, а спустя какое-то время, читая вслух книгу, просите в конце чтения перечислить имена героев или другие подробности, и т.д.
Но, конечно же, не превращайте последнее лето перед школой в бесконечную муштру и поучения – ребенок должен как следует отдохнуть, оздоровиться, набраться сил на учебный год!
Не лишайте его двигательной активности – физическое развитие всегда стимулирует умственное, психологическое! Пусть он больше общается со сверстниками, получая опыт коммуникации в коллективе, пусть получаетновые впечатления!
Тогда школьная жизнь начнется без проблем!


Консультация для родителей «Родителям будущих первоклассников»

Готовность к обучению (школьная зрелость) трактуется ныне как комплексное понятие, охватывающее умственную, социальную, эмоциональную зрелость и физическое здоровье детей. «Школьная зрелость» - это тот уровень психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению здоровья ребенка.

Первыми педагогами детей являются родители, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития. У ребенка отчетливо выражены потребность в общении, признании, в различных видах деятельности. Надо радоваться любознательности детей, их вопросам «Что? Как? Почему?». Ведь это первая ступенька к знанию, к активному и разумному участию в жизни.

А что вообще значит – «готов к школе»? Можно ли определить эту готовность, если да, то как, и когда это лучше сделать? Попробуем разобраться.

Определять «школьную зрелость» за неделю до первого сентября поздно. Уже нет времени что-то исправить, «подтянуть», потренировать, чему-то научить. Оптимальный срок – примерно за год до школы. Но прежде давайте условимся: при самых отрицательных результатах нельзя упрекать ребенка, жаловаться на его «тупость» родственникам и знакомым или подчеркивать какие-то его «неумения». Все проблемы в знаниях и умениях не его, а Ваша вина, и нужно не упрекать его, а создать все условия для помощи.

Итак, приступим. Сначала давайте проверим уровень речевого развития. Это не сложно: попросите ребенка составить рассказ по картинке или по серии картинок. Прекрасно, если ребенок умеет связно, без искажений и неправильных сочетаний рассказать «историю». При несформированности связной речи дети, как правило, называют отдельные предметы, но не могут составить предложение. Необходимо обратить внимание на звукопроизношение.

Не менее важно определить, умеет ли ребенок различать звуки, выделяет ли их в словах. «Поиграйте» с ним в «звуки». Сначала приготовьте карточки с изображением предметов. Положите перед ребенком 10 карточек и попросите отложить те карточки, где в названии предметов есть определенный звук, например «Ш»; потом можно попросить отложить карточки, где в названии предметов встречаются другие звуки, гласные и согласные. Не раздражайтесь, если нужно, повторите задание, не торопите его, не прерывайте по ходу работы, даже если он делает что-то не правильно. Лучше спросить: «Закончил? Давай проверим, правильно ли ты сделал. Что на этой картинке Ш-шапка» (выделяя голосом звуки, которые надо услышать).

Может быть и так, что после первой неудачи, особенно если Вы не будете достаточно терпеливы, ребенок откажется: «Не хочу, мне не интересно». Не настаивайте, но такой быстрый отказ свидетельствует о необходимости регулярных и систематических (но не продолжительных) занятий. Это значит, что работа по определенной инструкции еще не доступна вашему малышу. Может быть, стоит ее видоизменить, внести больший элемент игры. В ходе этих занятий Вы получаете и возможность проверить способность ребенка сконцентрировать свое внимание на определенном задании.

Можно провести такие игры:

«Отгадай, какой звук можно петь в слове кот?» (сыр, кит, лук…).

«Кто больше назовет слов со звуком «К» (кошка, куры, кран…).

«Назови слова с гласным звуком «А» в начале, в середине, в конце слова» (астры, сад, утка).

«Назови слово, которое начинается с последнего звука слова «лес» - слон – нора – аист и т.д.

«Отгадай, какие одинаковые звуки в словах «лук» - «мак»?

Произнеси слово «зубы» по частям. Скажи это слово шепотом.

Назови слова, которые состоят из двух частей (о-сы, шу-ба).

Кто больше назовет слов, в которых первая часть «Са» (Са-ша, са-ни …).

Кто больше назовет слов, в которых последняя часть «Ша» (Ма-ша, ка-ша).

Придумай слова, похожие на слово «кукушка» (лягушка, подушка…).

Каким звуком отличаются слова «тачка» - «дачка», «трава» - «дрова»?

Назови слова со звуком «Р», «Л», со звуками «Р», «Л».

Все эти игры ребенок может освоить до школы. Их можно изменять, усложнять. Но занимаясь с малышом помнить: все задания выполняются не только ребенком, но и взрослым. Не забывайте похвалить его за то, что сегодня отвечал лучше, чем вчера. Если Вы заметили, что ребенок начал утомляться и потерял интерес – прекратите игру.

Важное значение для успешного обучения в школе имеет уровень развития памяти ребенка. Проверить так называемую механическую память довольно просто. Для этого нужна спокойная обстановка, а задание может быть таким: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а потом повторить их мне. Затем, не торопясь, ровным голосом нужно прочитать 10 слов, например таких: год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, сын, мыло, рука.

Прочтя все слова, нужно попросить ребенка повторить их, затем это же задание можно повторить еще 3 раза. Важно делать все спокойно, не дергать ребенка, не торопиться, ведь ребенок не может запомнить все слова. Похвалите его за то, что он смог запомнить. Если ребенок сразу вспомнил не менее 5 слов, а после 3-х кратного повтора - 9-10, если не было провалов после какого-либо повтора и, если через час он забыл не более 2-х слов, то у него хорошая память. А если Вас не удовлетворили результаты, нужно разобраться в причинах и оказать ребенку необходимую помощь.

Существуют специальные тесты, по которым психологи проверяют готовность ребенка к школе. Определяют начальные умения учебной деятельности, широту кругозора, способность логического запоминания, желание ходить в школу и систематически выполнять задания.

Я приведу Вам некоторые выдержки из характеристики ребенка перед поступлением в школу:

* устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах, открытость внешнему миру;

* инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности (игра, конструирование, рисование и т.д.);

* активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми (способность договариваться, учитывая интересы других, умение сдерживать эмоции и т.д.);

* способность к фантазии, воображению;

* развитие речи, активность в движениях;

* волевое начало (способность достигать цели, качественно выполнять задание);

* социальное поведение (может выполнять инструкции педагогов, следовать установленным правилам);

* развитие познавательной способности, интерес к познавательной литературе и т.д.

Родителям надо ориентироваться на то, что их дети придут в обычную массовую школу, где они должны овладеть программой начальной школы. Следовательно, уровень их готовности должен соответствовать требованиям программы.

В целях определения готовности детей к школе проведите с ними беседу по следующим вопросам:

Назови свою фамилию, имя, отчество. (1 балл)

Назови имя и отчество папы и мамы. (1,5 балла)

Сколько тебе лет? Сколько будет через год? (1 балл)

Когда ты завтракаешь? (утром или вечером) (1 балл)

Обедаешь - утром или днем? Что бывает раньше - обед или ужин? (1 балл)

Назови свой домашний адрес. (1,5 балла)

Кем работает твой папа? А мама? (1 балл)

Какое сейчас время года? Почему? (1 балл)

Почему снег бывает зимой, а не летом? (1 балл)

Что делает почтальон? Врач? Учитель? (1 балл)

Тебе хочется идти в школу? Почему? (1 балл)

Покажи свой правый глаз. Левое ухо. (1 балл)

Для чего нужны глаза, уши? (1,5 балла)

Что больше 8 или 5? 5 или 3? (1,5 балла)

Посчитай от 6 до 9. От 5 до 3.

Какого цвета этот карандаш, платье, ленточка? (1 балл)

Сколько недель в месяце? (1 балл)

Сколько месяцев в году? (2 балла)

Назови дни недели. (2 балла)

Зачем в школе звонок, парта, портфель? (1,5 балла)

Назови домашних животных. (1,5 балла)

Назовите домашних птиц. (1,5 балла)

Назови овощи, фрукты. (1,5 балла)

Какие ты знаешь сказки? (1 балл)

Какие буквы ты знаешь, покажи их. (1,5 балла)

От 18 баллов – высокий уровень развития, от 13 до 18 – средний, до 13 – низкий. (Г.А. Широкова. Справочник дошкольного психолога. Ростов-на-Дону, 2008).

Можно задать детям и такие вопросы:

Какого человека ты считаешь плохим? Какими словами ты это можешь сказать?

Как называются машины, которые ты видишь на улице?

Какие комнатные цветы ты знаешь?

Какие деревья растут в нашей местности?

Так как же подготовить ребенка к школе? Прежде всего, нужно подготовить самого себя к тому, что придется помогать ребенку, не сердиться за неудачи, а поддерживать, вселять веру в себя, в свои способности.

С ребенком надо много говорить, чтобы в школу он пришел с хорошей, развитой речью.

Постарайтесь организовать двигательные занятия на свежем воздухе. Хорошо, когда ребенок активный, подвижный, когда он задает вопросы, когда у него есть свои планы и намерения, свои интересы.

Ребенок имеет право ошибаться и учиться на своих ошибках, имеет право быть принятым и понятым таким, каков он есть.

Если заметили, как трудно ребенку сосредоточиться, ни в коем случае не применяйте «силовые методы», а придумайте увлекательное задание.

В общем, не теряйте времени! Надеюсь, что эти советы помогут Вам найти верные ориентиры в подготовке ребенка к школе.
А самое важное: такие занятия сближают детей и взрослых, делают их друзьями.
19 марта 2014г.




Этикет для детей

Одной из первостепенных целей, которые ставят перед собой родители, является обеспечение ребенку должного воспитания. Для того чтобы маленькая леди или юный джентльмен не заставляли вас краснеть за свои проделки и не разочаровывали в самый ответственный момент, необходимо позаботиться об их культуре и этикете.

      Что же такое детский этикет и как привить ребенку хорошие манеры?

      С младенческих лет, ребенок наделен способностями, чутко улавливая интонации, реагировать на происходящее вокруг.

      Поэтому, когда малыш чихнул, громко произнесите: «Будь здоров!» Подавая ребенку тарелочку с фруктовым пюре или бутылочку с молоком, пожелайте ему: «Приятного аппетита!» и не забудьте поблагодарить малыша, беря из его ручонок игрушку.

      Ситуация за ситуацией, слово за словом – и для ребенка постепенно станет привычной атмосфера такта, вежливости и дружелюбия. Поэтому не удивляйтесь, если едва освоив речь, он будет говорить услышанные ранее «спасибо», «до свидания» и другие вежливые слова, употребляя их уместно и сознательно.

      Младшего дошкольника (ребенка от 2 до 4-х лет) постоянно нужно приучать к правилам вежливости и хорошего тона, мотивировать к демонстрации хороших манер. Для этого идеально подойдут забавные стихи и сюжетные игры на тему этикета. Также можно инсценировать ситуации «в детском саду», «в транспорте», «в гостях», используя при этом игрушки ребенка. Дайте ему возможность посмеяться над нелепостями, исправить поведение героев, изучить хорошие манеры, принятые в определенных ситуациях.

      Вступая в конфликт с другими малышами (в группе садика, на площадке и т.д.), ребенок может повести себя не совсем адекватно: отнимать игрушки – чужие и свои, грубить, а также другими способами проявлять агрессию. Защищая себя и свою собственность, ребенок может действовать вопреки правилам хорошего тона.

      Во избежание таких ситуаций, либо сведения их количества к минимуму, малыша нужно регулярно обучать правилам детского этикета. Все объяснения следует излагать на языке, доступном для данного возраста, при этом желательно приводить наглядные примеры, сопровождать оценками и красочными эпитетами ту или иную форму поведения.

      Расскажите малышу, как необходимо вести себя в общении со сверстниками:
нельзя давать прозвища другим детям, обзывать их, это обидно;
если кто-то поступил нечестно или неправильно, не нужно его оскорблять, достаточно указать ему на его поступок;
с чужой вещью необходимо обращаться аккуратно, после чего вернуть владельцу;
при встрече и расставании с друзьями всегда следует здороваться и прощаться;
обидев кого-то нечаянно либо намеренно, нужно сразу же извиниться и помириться с ним (кстати, есть очень много считалок для примирения);
недопустимо дразнить более слабого ребенка или высмеивать чужие неудачи – лучше помочь;
не стоит ябедничать по пустякам, но о серьезных проделках необходимо рассказать взрослым.
      Очень большое значение в детском этикете отводится поведению ребенка за столом:
садясь за обеденный стол, нельзя раскладывать на нем локти, также не допускается раскачивание на стуле;
из общей посуды набирать пищу можно только теми столовыми приборами, которые специально для этого предназначены (вилка на блюде с мясом, ложка в салатнике);
с едой во рту нельзя разговаривать, а пищу жевать – с закрытым ртом;
руки и губы нужно вытирать салфетками, а не скатертью или одеждой;
пирожные и куски торта едят ложечкой с тарелки, а не берут в руку;
после еды обязательно нужно сказать «спасибо» тому, кто готовил или подавал блюда.
      Если вежливость и хорошие манеры являются привычным и естественным фоном в повседневной жизни малыша, тогда его даже не придется к ним специально приучать. Все вежливые выражения он переймет у старших членов семьи.


      Очень важно прививая ребенку хорошие манеры, не забывать и о своем поведении. Ведь, как справедливо считается, дети – это отображение своих родителей…

Комментариев нет:

Отправить комментарий